Что лучше, задвижки или шаровые краны

Что лучше, задвижки или шаровые краны

Для нормальной работы трубопроводных систем в различных отраслях промышленности, коммунальном хозяйстве, в энергетике, нефтегазодобыче необходимо применение запорных устройств. Прежде, чем сделать выбор конкретного типа, надо понять, чем задвижка отличается от крана. Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно разобраться в конструкции и принципе работы обоих механизмов. 

Задвижки

Надёжные запорные приспособления изготавливают из различных материалов, подходят для контакта с различными средами, транспортируемыми под давлением до 25 МПа. Конструкция задвижки включает:

  • корпус, соединённый с крышкой болтовым крепежом; чаще изготавливают из углеродистой, легированной стали или чугуна;

  • затворный элемент различной формы в зависимости от вида исполнения; обычно делают стальным, из марок сплавов, устойчивых к коррозии;

  • управляющий орган; для небольшого диаметра труб это маховик, на габаритных трубопроводах устанавливают пневматический, электрический, гидравлический привод;

  • винтовая пара с выдвижным или невыдвижным шпинделем.

Механизм предназначен для двух рабочих положений затвора «открыто/закрыто», без возможности регулировки. Его промежуточное расположение вызывает поломку. Порядок сработки: при вращении штурвала шток перемещается в гайке, приводит в движение клин или заслонку, которые плотно входят в зеркальные поверхности седел и герметично перекрывают проход.

Задвижки стальные, фото для статьи 1

Виды задвижек

По исполнению затворного органа:

  • клиновые с жёстким, двухдисковым, упругим клином (30с541нж, 30с915нж, 30лс41нж), наиболее распространённый тип;

  • параллельные (30ч6бр, 30ч915бр), у которых запирающие пластины располагаются параллельно;

  • шиберные оснащены заостренным диском (шибером), для лучшего прорезания шлама и вязких жидкостей;

  • шланговые применяются реже других видов; перекрытие прохода в шланге осуществляется путём его пережима запорной деталью.

По устройству резьбовой пары: с невыдвижным и выдвижным шпинделем. Вторая разновидность предпочтительнее, если нужно избежать разрушающего контакта с агрессивной рабочей средой. Но зато первый вариант выигрывает в размерах и весе.

Особенности маркировки, упаковки

На табличке, маркирующей металлоизделие, указывают:

  • обозначение модели;

  • PN, DN;

  • товарный знак производителя;

  • дату изготовления и присвоенный на заводе номер.

Упаковывание происходит в соответствии с существующими НД. При этом на отверстия ставят заглушки, затвор закрывают, предохраняют фланцевые поверхности.

Установка

  • проведение расконсервации;

  • проверка целостности и наличия изъянов, мусора, плотности прилегания затвора;

  • снятие транспортных заглушек;

  • предварительное размещение арматуры в проеме для монтажа при помощи грузоподъемного приспособления для правильного совмещения парных фланцев;

  • снятие задвижки, сваривание соединений на месте установки;

  • окончательный монтаж арматурного оборудования с перекрёстным равномерным затягиванием болтов подходящими по размеру ключами; 

  • проверка работоспособности и герметичности присоединения путем опрессовки при давлении, на четверть превышающее номинальное; 

  • устранение выявленных проблем.

Техническое обслуживание

Для исправной хорошей работы обслуживающий персонал в спецодежде, используя средства защиты, смазывает резьбу рекомендуемой смазкой, подтягивает сальниковое уплотнение с заменой его при необходимости. Такие операции нужно проводить минимум дважды в год в соответствии с порядком, принятым на предприятии.

Плюсы и минусы задвижек

Преимущества заключаются в следующем:

  • простая, ремонтопригодная конструкция;

  • компактная длина;

  • широкие возможности использования;

  • двухсторонняя подача рабочих потоков;

  • низкое гидросопротивление.

К недостаткам относят: длительное срабатывание, невозможность регулировки, значительную строительную высоту и массивность. Также необходима регулярная замена сальникового уплотнения и затратный дорогой ремонт при достаточно низких ценах на оборудование.

Шаровые краны

Арматурный узел включает следующие комплектующие:

  • корпус цельный или разборный с седельными уплотнениями;

  • шток с кольцом-уплотнителем и закреплённой на нём ручкой (бабочка, рычаг);

  • зеркально отполированный затвор-шар со сквозным отверстием.

При открытии шарового крана его отверстие совпадает с направлением потока.

Классификация шаровых кранов

Различия между видами арматуры такого типа базируется на следующих признаках:

  • материал:

  • корпус: латунь, сталь, чугун, полипропилен;

  • шар: стальной, латунный, нержавеющий;

  • уплотнение; фторопласт, металл;

  • способ установки: муфтовый, фланцевый, под приварку;

  • конструкция корпуса:

  • цельносварная, разборная;

  • полнопроходная, стандартнопроходная;

  • управление: ручное, при помощи электропривода, пневмопривода.

Шаровой кран, фото для статьи 2

Достоинства и недостатки

К плюсам причисляют: компактность, низкий крутящий момент, высокую степень герметичности. Минусами являются: повышенная вероятность возникновения гидроудара при быстром включении и необходимость постоянного контроля состояния чистоты поверхности шара.

Как подобрать

При покупке обращают внимание на следующее:

  • условный диаметр, который зависит от сечения трубы;

  • метод присоединения: для бытовой эксплуатации лучше подойдёт резьба, для промышленного применения ‒ приварка;

  • предельное давление, которое указывается на корпусе и выбирается с запасом, опираясь на характеристики водопроводной сети;

  • материал, зависящий от состава перемещаемых по трубам веществ;

  • отсутствие дефектов на шаре;

  • дата изготовления, которая не должна превышать пяти лет хранения;

  • производитель, лучше выбирать хорошо зарекомендовавшего себя;

  • наличие паспорта, сертификатов, проверка комплектности; 

  • цвет ручки: для газа чёрный или жёлтый, для холодной воды ‒ синий, для горячей жидкости ‒ красный.

Условия хранения

Хранить рекомендуется в сухом, тёплом месте, не снимая заводской упаковки, не убирая заглушек.

Специфика монтажа

  • проверка целостности упаковки, состояния арматуры, соответствия паспортных данных и маркировки;

  • очистка сопряжённой трубы от загрязнений;

  • размещение крана соосно трубопроводу при открытом затворе по стрелке на корпусе;

  • использование при необходимости компенсаторов;

  • правильное соотношение паспортного крутящего момента и фактического;

  • применение уплотнителей, подходящих к параметрам рабочей среды;

  • оценка герметичности соединения.

Техобслуживание

 В ходе обслуживания:

  •  проводят осмотр арматуры; 

  • выявляют неисправности, нарушение герметичности; 

  • проверяют работу затворного элемента, поворачивая ручку в обе стороны;

  • устраняют ослабление крепления рукоятки.

Если модель разборная, то заменяют вышедшие из строя детали, если нет, устанавливают новое изделие.

Вывод

Основная разница между шаровым краном и задвижкой заключается в том, что он быстро закрывает/открывает проход и больше подходит для бытовых целей при малых диаметрах трубопровода. Кроме того, он легче и занимает меньше места. Задвижка, в свою очередь, устанавливается в промышленных системах с большим давлением транспортировки сред, в том числе агрессивных, негабаритных трубопроводных линиях.

Дополнительная информация: задвижка от вентиля отличается тем, что затвор движется перпендикулярно направлению потока, а не параллельно. Но с помощью второго варианта можно регулировать поток. Клапан запорный и кран шаровый, отличия состоят в том что первый характеризуется более сложной конструкций и меньшей надёжностью по сравнению со вторым типом. 

«Росарматура» более 15 лет реализует разнообразную запорную, регулирующую арматуру в соответствии с нормативными документами и запросами заказчика. Наши сотрудники подберут верное решение под любой проект, ответят на все вопросы, объяснят:

  •  чем отличается кран от задвижки; 

  • какой вентиль лучше шаровый или обычный; 

  • чем отличается вентиль от крана и задвижки;

  •  кран шаровый ‒ это запорная арматура или нет.

Отправьте заявкуи узнайте цены со скидкой