Для нормальной работы трубопроводных систем в различных отраслях промышленности, коммунальном хозяйстве, в энергетике, нефтегазодобыче необходимо применение запорных устройств. Прежде, чем сделать выбор конкретного типа, надо понять, чем задвижка отличается от крана. Чтобы получить ответ на этот вопрос, нужно разобраться в конструкции и принципе работы обоих механизмов.
Надёжные запорные приспособления изготавливают из различных материалов, подходят для контакта с различными средами, транспортируемыми под давлением до 25 МПа. Конструкция задвижки включает:
корпус, соединённый с крышкой болтовым крепежом; чаще изготавливают из углеродистой, легированной стали или чугуна;
затворный элемент различной формы в зависимости от вида исполнения; обычно делают стальным, из марок сплавов, устойчивых к коррозии;
управляющий орган; для небольшого диаметра труб это маховик, на габаритных трубопроводах устанавливают пневматический, электрический, гидравлический привод;
винтовая пара с выдвижным или невыдвижным шпинделем.
Механизм предназначен для двух рабочих положений затвора «открыто/закрыто», без возможности регулировки. Его промежуточное расположение вызывает поломку. Порядок сработки: при вращении штурвала шток перемещается в гайке, приводит в движение клин или заслонку, которые плотно входят в зеркальные поверхности седел и герметично перекрывают проход.

По исполнению затворного органа:
клиновые с жёстким, двухдисковым, упругим клином (30с541нж, 30с915нж, 30лс41нж), наиболее распространённый тип;
параллельные (30ч6бр, 30ч915бр), у которых запирающие пластины располагаются параллельно;
шиберные оснащены заостренным диском (шибером), для лучшего прорезания шлама и вязких жидкостей;
шланговые применяются реже других видов; перекрытие прохода в шланге осуществляется путём его пережима запорной деталью.
По устройству резьбовой пары: с невыдвижным и выдвижным шпинделем. Вторая разновидность предпочтительнее, если нужно избежать разрушающего контакта с агрессивной рабочей средой. Но зато первый вариант выигрывает в размерах и весе.
На табличке, маркирующей металлоизделие, указывают:
обозначение модели;
PN, DN;
товарный знак производителя;
дату изготовления и присвоенный на заводе номер.
Упаковывание происходит в соответствии с существующими НД. При этом на отверстия ставят заглушки, затвор закрывают, предохраняют фланцевые поверхности.
проведение расконсервации;
проверка целостности и наличия изъянов, мусора, плотности прилегания затвора;
снятие транспортных заглушек;
предварительное размещение арматуры в проеме для монтажа при помощи грузоподъемного приспособления для правильного совмещения парных фланцев;
снятие задвижки, сваривание соединений на месте установки;
окончательный монтаж арматурного оборудования с перекрёстным равномерным затягиванием болтов подходящими по размеру ключами;
проверка работоспособности и герметичности присоединения путем опрессовки при давлении, на четверть превышающее номинальное;
устранение выявленных проблем.
Для исправной хорошей работы обслуживающий персонал в спецодежде, используя средства защиты, смазывает резьбу рекомендуемой смазкой, подтягивает сальниковое уплотнение с заменой его при необходимости. Такие операции нужно проводить минимум дважды в год в соответствии с порядком, принятым на предприятии.
Преимущества заключаются в следующем:
простая, ремонтопригодная конструкция;
компактная длина;
широкие возможности использования;
двухсторонняя подача рабочих потоков;
низкое гидросопротивление.
К недостаткам относят: длительное срабатывание, невозможность регулировки, значительную строительную высоту и массивность. Также необходима регулярная замена сальникового уплотнения и затратный дорогой ремонт при достаточно низких ценах на оборудование.
Арматурный узел включает следующие комплектующие:
корпус цельный или разборный с седельными уплотнениями;
шток с кольцом-уплотнителем и закреплённой на нём ручкой (бабочка, рычаг);
зеркально отполированный затвор-шар со сквозным отверстием.
При открытии шарового крана его отверстие совпадает с направлением потока.
Различия между видами арматуры такого типа базируется на следующих признаках:
материал:
корпус: латунь, сталь, чугун, полипропилен;
шар: стальной, латунный, нержавеющий;
уплотнение; фторопласт, металл;
способ установки: муфтовый, фланцевый, под приварку;
конструкция корпуса:
цельносварная, разборная;
полнопроходная, стандартнопроходная;
управление: ручное, при помощи электропривода, пневмопривода.

К плюсам причисляют: компактность, низкий крутящий момент, высокую степень герметичности. Минусами являются: повышенная вероятность возникновения гидроудара при быстром включении и необходимость постоянного контроля состояния чистоты поверхности шара.
При покупке обращают внимание на следующее:
условный диаметр, который зависит от сечения трубы;
метод присоединения: для бытовой эксплуатации лучше подойдёт резьба, для промышленного применения ‒ приварка;
предельное давление, которое указывается на корпусе и выбирается с запасом, опираясь на характеристики водопроводной сети;
материал, зависящий от состава перемещаемых по трубам веществ;
отсутствие дефектов на шаре;
дата изготовления, которая не должна превышать пяти лет хранения;
производитель, лучше выбирать хорошо зарекомендовавшего себя;
наличие паспорта, сертификатов, проверка комплектности;
цвет ручки: для газа чёрный или жёлтый, для холодной воды ‒ синий, для горячей жидкости ‒ красный.
Хранить рекомендуется в сухом, тёплом месте, не снимая заводской упаковки, не убирая заглушек.
проверка целостности упаковки, состояния арматуры, соответствия паспортных данных и маркировки;
очистка сопряжённой трубы от загрязнений;
размещение крана соосно трубопроводу при открытом затворе по стрелке на корпусе;
использование при необходимости компенсаторов;
правильное соотношение паспортного крутящего момента и фактического;
применение уплотнителей, подходящих к параметрам рабочей среды;
оценка герметичности соединения.
В ходе обслуживания:
проводят осмотр арматуры;
выявляют неисправности, нарушение герметичности;
проверяют работу затворного элемента, поворачивая ручку в обе стороны;
устраняют ослабление крепления рукоятки.
Если модель разборная, то заменяют вышедшие из строя детали, если нет, устанавливают новое изделие.
Основная разница между шаровым краном и задвижкой заключается в том, что он быстро закрывает/открывает проход и больше подходит для бытовых целей при малых диаметрах трубопровода. Кроме того, он легче и занимает меньше места. Задвижка, в свою очередь, устанавливается в промышленных системах с большим давлением транспортировки сред, в том числе агрессивных, негабаритных трубопроводных линиях.
Дополнительная информация: задвижка от вентиля отличается тем, что затвор движется перпендикулярно направлению потока, а не параллельно. Но с помощью второго варианта можно регулировать поток. Клапан запорный и кран шаровый, отличия состоят в том что первый характеризуется более сложной конструкций и меньшей надёжностью по сравнению со вторым типом.
«Росарматура» более 15 лет реализует разнообразную запорную, регулирующую арматуру в соответствии с нормативными документами и запросами заказчика. Наши сотрудники подберут верное решение под любой проект, ответят на все вопросы, объяснят:
чем отличается кран от задвижки;
какой вентиль лучше шаровый или обычный;
чем отличается вентиль от крана и задвижки;
кран шаровый ‒ это запорная арматура или нет.